АЛЬТЕРАЦИЯ


АЛЬТЕРАЦИЯ
(изменение). Знаки а-и понижают и повышают коренные тоны основной гаммы (См.), а также восстановляют их первоначальное значение; таким образом к этим знакам относятся , , , , , . Случайными называются знаки , а-и, встречающиеся на протяжении музыкальной пьесы независимо от знаков, поставленных в ключе ("существенных", "ключевых"); последние уже с самого начала заменяют основную гамму транспонированной. Срв. Обозначение. Бемоль . понижает ноту на полутон, диез повышает ее на полутон, бекар или отказ восстановляет в обоих случаях первоначальный тон. Дубль-бемоль () понижает на 2 полутона; напр. на фп. берется на той же клавише как а', но называется heses (si дубльбемоль). После предшествовавшего в том же такте или обозначенного в ключе простого , для получения heses, eses, asas и пр. все таки ставится . Знак из вдвойне пониженного тона делает просто пониженный; из вдвойне пониженного тона восстановляет первоначальный тон. Дубль-диез или крестик () повышает звук на 2 полутона, напр. f с на фп. берется на той же клавише, как и g (flsis, fa дубль-диез). При простых диезах в ключе, для получения flsis. cisis и пр. все-таки ставится ; из вдвойне повышенного тона делает просто повышенный, восстановляет первоначальный тон. Лучше однако пользоваться во всех случаях простым для восстановления первоначального тона; а также после или – простым диезом (, без ) и после или – простым бемолем (, без ) для звуков, изменяемых на полутон. Знаки и были первоначально однозначащими; и значительно позднейшего происхождения; они появились около 1700. Учение об альтерации (Cantus transpositus, transformatus, Musica flcta, falsa) в полном своем объеме развилось постепенно; началом для него послужило двоякое начертание ноты B (См.), второй буквы основной гаммы, которая уже в 10-м веке имела либо круглое очертание (В. rotundum, molle []), либо угловатое (В. quadratum, durum []); в первом случае она имела значение нашего В, а в последнем – нашего H (буква h вообще попала в нотное письмо в 16-м веке в Германии [не в Англии и Голландии] вследствие смешения ее с , (См. Табулатура). Уже в 13-м веке ; приняло, благодаря скорописи, очертания и 4 и сделалось, путем перенесения двойного значения B на другие ступени (E, А), обозначением более высокого из двух одноименных тонов, между тем как обозначал более низкий; таким образом сделался знаком понижения, а знаком повышения и притом такого рода, что перед F означал наше Fis, а перед F означал не fes, а именно F, в отличие от Fis. До середины 18-го века служил еще знаком отказа по отношению к диезу и или знаком отказа по отношению к ; надо остерегаться принимать эти знаки в их современном значении. Следует также принять к сведению, что только около 1700 вошло в обычай правило, что и сохраняют силу на протяжении целого такта; прежде они сохраняли силу только при многократном повторении одной и той же ноты, но после хотя бы одной посторонней ноты, должны были снова выписываться. Срв. Riemann "Studien zur Geschichte der Notenschrift", стр. 52–63 ("Die Musica ficta"). – 2) A. в мензуральном нотном письме (См.) называлось удвоение длительности второй из двух равных нотных величин (напр. из двух Breves, Semibreves, Minimae); такое удвоение имело место тогда, когда нотам ближайшего высшего разряда (т.е. более долгим) предписывалась трехдольная мензура, и обе равные стояли между двумя такими большими (напр. две Breves между двумя Longae) или же были отделены от последующих или предыдущих (равных или меньших) посредством punctum divisionis. Таким образом, при обозначении (Tempus perfectum). группу следует понимать так (сокращая в современном нотном письме длительность нот на половину):

Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. . 1904.

Синонимы:

Смотреть что такое "АЛЬТЕРАЦИЯ" в других словарях:

  • АЛЬТЕРАЦИЯ — (лат. alteratio, от alter другой). Музыкальный термин, обозначающий перемещение диатонической гаммы или вообще интервала посредством повышения или понижения на полутон. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н.,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Альтерация — Альтерация: Альтерация (музыка) повышение или понижение какого либо звука без изменения его названия. Альтерация (биология) изменение структуры клеток, тканей и органов, вызванное нарушением их жизнедеятельности …   Википедия

  • альтерация — АЛЬТЕРАЦИЯ, АЛТЕРАЦИЯ и, ж. altération f, пол. alteracyja <лат. alteratio. 1200. Лексис. 1. Изменение, перемена (обычно в дурную сторону, нарушение, расстройство). Сл. 18. Хотя торговыя наши обязательства кончилися, но сие не может и не… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • АЛЬТЕРАЦИЯ — (от средневекового лат. alteratio изменение) в музыке повышение и понижение ступени ладового звукоряда без изменения ее названия. Знаки альтерации диез, бемоль, дубль диез, дубль бемоль; знак отмены альтерации бекар …   Большой Энциклопедический словарь

  • АЛЬТЕРАЦИЯ — АЛЬТЕРАЦИЯ, альтерации, жен. (лат. alteratio изменение) (муз.). Повышение или понижение тона на полтона или тон в пределах какой нибудь тональности. Бемоль, бекар и диез знаки альтерации. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • альтерация — сущ., кол во синонимов: 1 • повреждение (72) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • АЛЬТЕРАЦИЯ — (от позднелат. alteratio изменение), физические, химические, биологические и другие естественные процессы, направленные на разложение органических веществ (пищи, бумаги, древесины, кожи и др.) в окружающей среде. В результате альтерации… …   Экологический словарь

  • АЛЬТЕРАЦИЯ — АЛЬТЕРАЦИЯ, а л ь т е р а т и в и ы й (от лат. alterare изменять), термин дл^ Ьбо зиачения повреждения тканей тем или иным агентом; гл. обр. имеется в виду группа дегенеративно некробиотических изменений паренхимы органов, стенок сосудов и т. и.… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Альтерация —         (от позднелат. alteratio изменение) –         1) Повышение или понижение ступени осн. звукоряда без изменения её назв. Знаки А.: (диез, повышение на полутон), (бемоль, понижение на полутон), (дубль диез, повышение на тон), (дубль бемоль,… …   Музыкальная энциклопедия

  • альтерация — [тэ], и; ж. [от лат. alteratio изменение]. Муз. Повышение или понижение звука на полутон или тон. * * * альтерация (от ср. век. лат. alteratio  изменение) (муз.), повышение или понижение ступени ладового звукоряда без изменения её названия. Знаки …   Энциклопедический словарь

  • Альтерация — (от лат. alteratio изменение; нем. Alterierung) в музыке: любое изменение высоты к. л. звука без изменения его названия. Знаки А. в традиц. нотации: повышение осн. звука на полтона обозначается при помощи знака диез, на целый тон дубль диез;… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «АЛЬТЕРАЦИЯ» >>